Скачать программу в виде файла .PDF
ПРОГРАММА
13-й Сибирской межрегиональной конференции
«Современные подходы к организации юннатской деятельности»
13SRC2025, 6-7 ноября 2025 года
(версия на 28.10.2025 г.).
6 ноября 2025 г. (четверг)
Главный корпус ИЦиГ СО РАН,
пр-т Академика Лаврентьева, 10, конференц-зал, 3 этаж
08:00-09:00 Регистрация участников
09:00-09:10 Открытие конференции, приветственные слова организаторов конференции (ИЦиГ СО РАН):
- Афонников Дмитрий Аркадьевич, д.б.н., доцент, заместитель директора по научной работе,
- Трубачева Анна Евгеньевна, к.ф.-м. н., заместитель директора по организационной и образовательной деятельности,
- Стекленева Анна Игоревна, зав. лабораторией экологического воспитания,
- Батурин Сергей Олегович, к.б.н., н.с. лабораторией генной инженерии.
09:10-10:40 Лекции:
- «Неандертальцы и их роль в истории человечества», Пилипенко Александр Сергеевич, к.б.н., в.н.с., ИЦиГ СО РАН, Новосибирск (45 мин).
- «Научные секреты успешного выращивания растений», Смирнова Наталья Валентиновна, к.б.н., ИПА СО РАН, Новосибирск (45 мин).
10:40-11:00 Кофе-брейк
11:00-12:30 Лекции:
- «Животные с фантастическими умениями», Хоцкин Никита Валерьевич, к.б.н., н.с., ИЦиГ СО РАН, Новосибирск (45 мин).
- «Летучие мыши Сибири: видовое разнообразие и экология», Маслов Алексей Алексеевич, м.н.с., ИСиЭЖ СО РАН, Новосибирск (45 мин).
12:30-14:00 Перерыв на обед
Научно образовательный корпус «Биодема»,
пр-т Академика Лаврентьева, 6/6
14:00-15:15 Доклады участников — юннатов, 4-5 классов (параллельные заседания).
Регламент: 10 минут на доклад + 5 минут на вопросы.
Поток № 1 (4 кл.):
- Криворотова Елизавета Сергеевна, 3 кл., МБУ ДО ЦДТ “Содружество”, МБОУ СОШ № 8, Новосибирск. Комфортные условия для бесшерстных морских свинок.
- Бердюгин Михаил Алексеевич, 4 кл., МАОУ ДТД УМ Юниор, МБОУ лицей № 130, Новосибирск. Сравнение температуры под кленом и другими деревьями.
- Гмырин Михаил Валерьевич, 4 кл., БОУ г. Омска «СОШ № 24». Последствия разложения батареек в почве для всхожести и роста травяной смеси.
- Казанкова Варвара Артемовна, Кузнецова Татьяна Владимировна, 4 кл., Красноярский краевой центр “Юннаты”. Проращивание семян Бархата амурского (Phellodéndron amurеnse) разными способами.
- Ключникова Анастасия Тимофеевна, 4 кл., Красноярский краевой центр “Юннаты”. Окрашивание колючек эхинокактуса для повышения декоративности.
Поток № 2 (4-5 кл.):
- Ширяева Виктория Алексеевна, 4 кл., БОУ ДО г. Омска “Детский ЭкоЦентр”, Инженерный лицей БПОУ «Омавиат», Омск. Выращивание Земляничной гуавы из семян.
- Баранова Василиса Вадимовна, 4 кл., БОУ ДО г. Омска “Детский ЭкоЦентр”, БОУ г. Омска “Гимназия 118”. Укоренение черенков инжира в разных почвах в осеннее время.
- Малышев Тимур Елисеевич, 4 кл., МБУ ДО ЦДТ “Содружество”, Частное учреждение – Нижегородская христианская средняя общеобразовательная школа “Исток”, Новосибирск. Особенности определения пола леопардовых гекконов.
- Мыринова Валерия Александровна, 4 кл., МБУ ДО ЦДТ “Содружество”, МБОУ СОШ № 105, Новосибирск. Сколько лет черепахе? Как определить возраст черепахи.
- Белоногов Николай Александрович, 5 кл., МБОУ «Ленинская школа № 47», с. Ленинское, Новосибирский район, Новосибирская область. Оценка устойчивости фиолетовозёрной пшеницы к возбудителям обыкновенной корневой гнили.
Поток № 3 (5 кл.):
- Евсеенко Александра Артемовна, 5 кл., КГБУ ДО АКДЭЦ, МБОУ “Гимназия № 22”, Барнаул. Экспресс-оценка экологического состояния воздушной среды города Барнаула.
- Слесарева Дарья Алексеевна, 5 кл., Слесарева Ирина Алексеевна, 2 кл., Региональный центр «Альтаир», МБОУ “Ленинская школа № 47”, с. Ленинское, Новосибирский район, Новосибирска область. Оценка эффективности выращивания фиолетовозёрной пшеницы, обогащенной антоцианами, в условиях Новосибирской области.
- Торопова Татьяна Геннадьевна, 5 кл., МБОУ СОШ № 9, Новоалтайск, Первомайский район, Алтайский край. Проблема распространения инвазионных растений в пойме реки Чесноковка в черте города Новоалтайска.
- Щербакова Мария Александровна, 5 кл., КГБУ ДО АКДЭЦ, МБОУ “Гимназия № 22”, Барнаул. Определение степени пораженности тканей листа древесных растений при антропогенном загрязнении.
- Шарнин Кирилл Алексеевич, Параева Светлана Владимировна, 5 кл., МБОУ лицей № 130, Новосибирск. Влияние урбанизации на изменения фенотипа улитки кустарниковой в Советском районе города Новосибирска.
15:15-15:50 Кофе-брейк
15:50-16:35 Доклады участников — юннатов, 6-7 классы (параллельные заседания).
Регламент: 10 минут на доклад + 5 минут на вопросы.
Поток № 1 (6-7 кл.):
- Ворожбицкий Роман Алексеевич, 6 кл., МБОУ ДО ЦДО, Искитим, Новосибирская область. Оценка стабильности развития рыб запруды на реке Чернодыриха в посёлке Рощинский Искитимского района и реке Мильтюш в окрестностях села Улыбино Искитимского района Новосибирской области по уровню асимметрии морфологических структур.
- Кириллов Михаил Алексеевич, Сысоев Никита Евгеньевич, 6 кл., МБОУ лицей № 130, Новосибирск. Изучение чистоты водоёмов Советского района города Новосибирска с помощью биоиндикации.
- Степанова Полина Сергеевна, 7 кл., МБУДО НР “СЮН”, МБОУ «Краснообская школа № 2», р.п. Краснообск, Мерцалова Елена Сергеевна, 6 кл., МБУДО НР “СЮН”, МАОУ Новосибирского района Новосибирской области – лицей № 13 п. Краснообск. О находке скопления орхидных на ограниченном участке Краснообской рощи в 2024-2025 годах: материалы для Красной книги и организации охраны местообитания.
Поток № 2 (7 кл.):
- Айар Николь-Севгюль Себахаттиновна, 7 кл., БУ ДО “Обл СЮН”, БОУ г. Омска “Лицей №137”. Использование метода биоиндикации для выявления опасности кассовых чеков для окружающей среды.
- Батраченко Алина Александровна, Никитенко Ангелина Александровна, 7 кл., БУ ДО “Обл СЮН”, БОУ г. Омска “Лицей № 137”. Оценка продуктивности различных сортов календулы лекарственной при выращивании в условиях лесостепной зоны Омской области.
- Денисенко Матвей Евгеньевич, 7 кл., МБОУ СОШ № 9, Новоалтайск. Выявление возможных источников загрязнения воды реки Чесноковка в черте города Новоалтайска.
Поток № 3 (7 кл.):
- Сухов Александр Михайлович, 7 кл., МБОУ СОШ № 179, Новосибирск. Заселённость яйцекладками непарного шелкопряда (Lymantria dispar) деревьев смешанного леса на придолинном склоне реки Каракан.
- Тельцова Елена Викторовна, 7 кл., МБОУ Чистоозерная СОШ №1, р. п. Чистоозерное, Чистоозерного района Новосибирской области. Изучение видового разнообразия эпифитных лишайников в р. п. Чистоозерное Новосибирской области и его окрестностей.
- Погребцова Анастасия Сергеевна, 7 кл., БОУ ДО города Омска «Детский Эколого-биологический Центр», БОУ г. Омска «СОШ № 112». Влияние подкормки птиц на городскую фауну: исследование особенностей и последствий.
17:00-19:00 Экскурсии (параллельные экскурсионные группы):
- Лаборатория экологического воспитания ИЦиГ СО РАН.
- Музей «Эволюция Земли» (НГУ, сайт).
- Палеонтологический музей ИНГГ СО РАН (сайт).
- Музей «АкадемВЦентре» (сайт, сайт)
7 ноября 2025 г. (пятница)
Научно образовательный корпус «Биодема»,
пр-т Академика Лаврентьева, 6/6
09:00-10:00 Мастер-классы (параллельные группы, распределение по классам):
- «Практикум по определению насекомых», Попова Кристина Васильевна, специалист, лаборатория экологического воспитания ИЦиГ СО РАН – 4 кл.
- «Структура водных экосистем и как её изучать», Феттер Глеб Витальевич, аспирант, НГУ, Новосибирск – 8 кл.
- «Лабораторные крысы, как помощники в лечении заболеваний», Кожемякина Римма Валерьевна, м.н.с., Прокудина Ольга Игоревна, н.с., к.б.н., Лаборатория эволюционной генетики ИЦиГ СО РАН – 7 кл.
- «Оценка экологического состояния водоёма по видовому составу макрофитов», Батурин Сергей Олегович, к.б.н., н.с., Лаборатория генной инженерии ИЦиГ СО РАН – 9 кл.
- «Как понять, что происходит в аквариуме, с помощью химических тестов», Абрашитов Федор Леонидович, специалист, Лаборатория экологического воспитания ИЦиГ СО РАН – 5-6 кл.
- «Приемы визуализации результатов эксперимента при помощи ПК», Каретников Дмитрий, м.н.с., аспирант ИЦиГ СО РАН – 10 кл.
- «Мастерская ученого-генетика: выделение ДНК из растения, работа с микроскопом», Горбунова Екатерина Викторовна, специалист, ИЦиГ СО РАН – 11 кл.
10:00-10:30 Кофе-брейк
10:30-12:30 Доклады участников — юннатов, 8-9 классы (параллельные заседания)
Регламент: 10 минут на доклад + 5 минут на вопросы.
Поток № 1 (8 кл.):
- Бушуева Таисия Евгеньевна, 8 кл., МБОУ “Биотехнологический лицей № 21”, р. п. Кольцово, Новосибирская область. Влияние разного спектра света на рост и развитие фасоли.
- Власенко Матвей Вячеславович, 8 кл., МБОУ Лицей № 130, Новосибирск. Сравнение видового разнообразия ксилобионтных миксомицетов на сосне обыкновенной в антропогенной и естественной среде обитания.
- Гейер Максим Денисович, 8 кл., БУ ДО “Обл СЮН”, БОУ г. Омска “Средняя общеобразовательная школа № 135 им. А.П. Дмитриева”. Биотестирование токсичности снега с автодорог города Омска.
- Дейснер Лилия Андреевна, 8 кл., МБУДО НР “СЮН”, «Гимназия «Краснообская», р. п. Краснообск, Новосибирская область. Подбор растений из Красной книги Новосибирской области и условий для их микроклонального размножения.
- Катунина Дарья Владимировна, 8 кл., КГБУ ДО АКДЭЦ, МБОУ “СОШ № 75”, Барнаул. Определение степени загрязнения снежного покрова г. Барнаула биоиндикационным методом с помощью кресс-салата.
- Кириллова Елена Алексеевна, 8 кл., МБОУ Лицей № 130, Новосибирск. Распространение и влияние на окружающую среду клёна калифорнийского (Аcer negundo) в Советском районе г. Новосибирска
- Мануилова Екатерина Романовна, 8 кл., БУ ДО “Обл СЮН”, БОУ г. Омска “Лицей №137”. Альтернативный метод выращивания овощей.
- Набока Никита Романович, 8 кл., КГБУ ДО АКДЭЦ, МБОУ «СОШ №114», Барнаул. Влияние микрочастиц пластика различных видов на процессы прорастания семян Raphanus sativus L.
Поток № 2 (9 кл.):
- Ашенбреннер Елизавета Александровна, 9 кл., КГБУ ДО АКДЭЦ, МБОУ “Гимназия № 27”, Барнаул. Влияние метеорологических и фотопериодических факторов на скорость плетения и размер ловчей сети Larinioides sclopetarius(Clerck, 1757).
- Баранова Елизавета Павловна, 9 кл., БОУ ДО г. Омска “Детский ЭкоЦентр”, БОУ г. Омска “Гимназия № 118”. Анализ встречаемости дентальных патологий у декоративных кроликов в городе Омске.
- Герасимова Виктория Владимировна, 9 кл., МБОУ “Биотехнологический лицей № 21”, Кольцово. Микроклональное размножение мяты сорта «Дюшес».
- Горюнов Тимур Эльдарович, 9 кл., МБУДО НР “СЮН”, МАОУ Новосибирского района Новосибирской области – лицей № 13 п. Краснообск, р.п. Краснообск, Новосибирская область. Изучение флоры Краснообской берёзовой рощи.
- Долгова Анастасия Константиновна, 9 кл., КГБУ ДО АКДЭЦ, МБОУ “Гимназия № 27”, Барнаул. Мониторинг кокцидиозной инвазии у морских свинок (Cavia porcellus) в условиях мини-зоопарка.
- Дорофеева Елизавета Александровна, 9 кл., КГБУ ДО АКДЭЦ, МБОУ “СОШ № 128”, Барнаул. Изучение поведенческих реакций дегу в зависимости от времени суток с помощью исследовательского комплекса «Минотавр».
- Жуков Денис Сергеевич, 9 кл., КГБУ ДО АКДЭЦ, МБОУ “СОШ № 128”, Барнаул. Изучение видового разнообразия птиц отряда Соколообразные в Алтайском крае.
Поток № 3 (9 кл.):
- Барабанова Анастасия Артемовна, 9 кл., МБОУ Лицей № 130, Новосибирск. Распределение личинок ручейников семейства Hydropsychidae на перекатах в нижнем течении реки Каракан.
- Дубинина Анастасия Игоревна, 9 кл., БОУ ДО г. Омска “Детский ЭкоЦентр”, БОУ г. Омска “Гимназия № 118”.Изучение видового состава птиц парка 30 ЛЕТ ВЛКСМ города Омска.
- Карпова Ксения Игоревна, 9 кл., Сарасинская СОШ – филиал МБОУ АСОШ № 5 Алтайского района Алтайского края, с. Сараса, Алтайский район, Алтайский край. Определение жёсткости воды природных водоёмов (на примере окрестностей села Сараса).
- Клепинина Евгения Александровна, 9 кл., СУНЦ УрФУ, Екатеринбург. Бактерии рода Aazotobacter как перспективный объект для получения биопластиков.
- Махин Владислав Михайлович, 9 кл., МБОУ Лицей № 130, Новосибирск. Оценка состояния смешанного леса на придолинном склоне реки Каракан.
- Мыринова Виктория Александровна, 9 кл., МБУ ДО ЦДТ “Содружество”, МБОУ СОШ № 105, Новосибирск. Опыт успешного разведения бородатых агам в условиях террариума
12:30-14:00 Перерыв на обед
14:00-15:30 Доклады участников — юннатов, 10-11 классы (параллельные заседания)
Регламент: 10 минут на доклад + 5 минут на вопросы
Поток № 1 (10 кл.):
- Горбачёв Роман Анатольевич, 10 кл., МБОУ ДО ЦДО, г. Искитим, Новосибирская область. Изучение плодородного слоя почвы, подвергшейся антропогенному воздействию промышленных предприятий г. Искитима.
- Дмитриева София Алексеевна, 10 кл., СУНЦ УрФУ, Екатеринбург. Подбор кустарниковых растений и технологии их выращивания для рекультивации золоотвалов Рефтинской ГРЭС.
- Килина Ангелина Алексеевна, 10 кл., Сарасинская СОШ – филиал МБОУ АСОШ № 5 Алтайского района Алтайского края, с. Сараса, Алтайский район, Алтайский край. Создание электронной версии Красной книги Алтайского района Алтайского края. Животные.
- Паламар София Олеговна, 10 кл., МБОУ СШ № 36, Красноярск. Влияние стимуляторов роста (железо, маг – бор) на урожайность овощных культур редиса, укропа.
- Чебаница София Павловна, 10 кл., МБОУ СШ № 36, Красноярск. Выгонка зеленого лука на разных субстратах.
Поток № 2 (10-11 кл.):
- Мотина Арина Алексеевна, 10 кл., КГБУ ДО АКДЭЦ, МБОУ “СОШ № 31”, Барнаул. Оценка состояния природной среды некоторых районов г. Барнаула по нарушениям билатеральной симметрии листьев березы.
- Федотова Яна Вячеславовна, 10 кл., КГБУ ДО АКДЭЦ, МБОУ “Гимназия № 80”, Барнаул. Мониторинг экологического состояния озера Колыванское Змеиногорского района Алтайского края с помощью полевой лаборатории исследования водоемов «НКВ – Рм».
- Хруцкая Мария Андреевна, 10 кл., МБОУ Лицей № 130, Новосибирск. Сравнение эффективности метода влажных камер и сбора полевых образцов при выявлении разнообразие эпифитных миксомицетов.
- Азарова Мария Евгеньевна, 11 кл., СУНЦ УрФУ, Екатеринбург. Особенности физико-химических показателей и накопления органических веществ в почвах Шарташского лесопарка с промышленной нагрузкой.
- Мазур Дмитрий Александрович, 7 кл., Варламов Дмитрий Алексеевич, 11 кл., МАОУ “КУГ № 1 – “Универс”, МАОУ “КУГ № 1-Универс”, Красноярск. Видовое разнообразие мхов юга Сибири.
- Ветрова Софья Константиновна, 11 кл., МБОУ Алтайская СОШ №5 Алтайского района Алтайского края, с. Алтайское, Алтайский край. Изучение черного аиста в Алтайском районе.
Поток № 3 (11 кл.):
- Вишневская София Андреевна, 11 кл., МАОУ ДО ДООЦТ “Юность”, МБОУ СОШ № 2 “Спектр”, Бердск, Новосибирская область. Загрязнение окружающей среды автомобильным транспортом в районе учебного заведения МБОУ СОШ № 2, г. Бердска.
- Дряблова Алена Вячеславовна, 11 кл., МБУДО НР “СЮН”, МАОУ «Гимназия «Краснообская», р.п. Краснообск. Роль мискантуса в решении проблемы парникового эффекта.
- Качнова Вероника Андреевна, 11 кл., КГБУ ДО АКДЭЦ, МБОУ “СОШ № 75”, Барнаул. Определение качества воды Свято-Никольского источника города Барнаула.
- Медведева София Федоровна, 11 кл., СУНЦ УрФУ, Екатеринбург. Поиск эффективного вещества деструктора бактериальных биоплёнок на примере Lactobacillus.
- Мокина Анна Павловна, 11 кл., КГБУ ДО АКДЭЦ, МБОУ “СОШ № 75”, Барнаул. Оценка качества воды каскада озер и реки Пивоварка г. Барнаула.
- Подъяблонская Арина Валерьевна, 11 кл., МАОУ “КУГ № 1 – “Универс”, Красноярск. Оценка степени интегрального загрязнения атмосферы биолюминесцентным методом свежевыпавшего снега в окрестностях города Норильска.
Главный корпус ИЦиГ СО РАН,
пр-т Академика Лаврентьева, 10, конференц-зал, 3 этаж
15:40-16:10 Кофе-брейк
16:10-16:40 «Флеш-сессия» кратких выступлений педагогов. Время выступления – 3 минуты.
- Ашенбреннер Елена Сергеевна, педагог дополнительного образования КГБУ ДО АКДЭЦ, г. Барнаул. Педагогические приемы визуализации и моделирования методов научного познания в обучении школьников.
- Бердюгина Виктория Николаевна, учитель географии, биологии, высшей квалификационной категории Сарасинской СОШ – филиала МБОУ АСОШ № 5 Алтайского района Алтайского края. Гора Аргут как экологический и геологический объект для экскурсий и походов.
- Ключникова Ольга Сергеевна, методист, педагог дополнительного образования, Швайкова Анна Михайловна, педагог-организатор КГБОУ ДО «Красноярский краевой центр «Юннаты». Формирование детско-родительского сообщества в рамках работы юннатского клуба для совершенствования природоохранной деятельности.
- Кудинова Ирина Николаевна, учитель географии высшей квалификационной категории МБОУ Алтайская СОШ №5, с. Алтайское, Алтайский район, Алтайский край. Природоохранная деятельность юннатов на особо охраняемых природных территориях в Алтайском районе Алтайского края.
- Лященко Алена Дмитриевна, педагог дополнительного образования первой категории КГБУ ДО «Алтайский краевой детский экологический центр», г. Барнаул. Формирование у юннатов навыков исследовательской деятельности в области биотехнологии в условиях ограниченности приборной базы.
- Окорокова Елена Ивановна, учитель биологии МБОУ «Гимназия № 22», педагог дополнительного образования КГБУ ДО АКДЭЦ, г. Барнаул. Формирование естественнонаучной грамотности школьников посредством реализации системы экологических практикумов.
- Печатнова Мария Андреевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО ЦДО, г. Искитим. Система элементарных экспериментов на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста как одно из средств познания природы.
- Сухорукова Ася Викторовна, педагог дополнительного образования КГБУ ДО «Алтайский краевой детский экологический центр», г. Барнаул. Из опыта работы детского объединения «Клуб для детей и родителей «Фауна» Алтайского краевого детского экологического центра.
- Ульянова Марина Викторовна, педагог дополнительного образования высшей категории, БОУ ДО г. Омска «Детский Эколого-биологический центр». Региональная экологическая акция «Речная волна» объединяет всех юннатов России.
- Шабалина Анна Андреевна, учитель химии и биологии, СУНЦ УрФУ, Екатеринбург. Взаимодействие с партнёрами при организации проектно-исследовательской деятельности школьников. Из опыта работы.
16:40-17:30 Параллельные мероприятия:
- Стендовая сессия работ педагогов (холл конференц-зала).
- Кинопоказ фильма про разработки ИЦиГ СО РАН (конференц-зал).
- Работа экспертной комиссии по присуждению номинаций к сделанным докладам.
17:00-18:00 Закрытие конференции, заключительные слова организаторов, вручение дипломов.