Программа

 

Скачать программу в виде файла .PDF

 

ПРОГРАММА
13-й Сибирской межрегиональной конференции
«Современные подходы к организации юннатской деятельности»
13SRC2025, 6-7 ноября 2025 года
(версия на 28.10.2025 г.).

6 ноября 2025 г. (четверг)
Главный корпус ИЦиГ СО РАН,
пр-т Академика Лаврентьева, 10, конференц-зал, 3 этаж

08:00-09:00   Регистрация участников
09:00-09:10   Открытие конференции, приветственные слова организаторов конференции (ИЦиГ СО РАН):

  • Афонников Дмитрий Аркадьевич, д.б.н., доцент, заместитель директора по научной работе,
  • Трубачева Анна Евгеньевна, к.ф.-м. н., заместитель директора по организационной и образовательной деятельности,
  • Стекленева Анна Игоревна, зав. лабораторией экологического воспитания,
  • Батурин Сергей Олегович, к.б.н., н.с. лабораторией генной инженерии.

09:10-10:40    Лекции:

  • «Неандертальцы и их роль в истории человечества», Пилипенко Александр Сергеевич, к.б.н., в.н.с., ИЦиГ СО РАН, Новосибирск (45 мин).
  • «Научные секреты успешного выращивания растений», Смирнова Наталья Валентиновна, к.б.н., ИПА СО РАН, Новосибирск (45 мин).

10:40-11:00    Кофе-брейк
11:00-12:30    Лекции:

  • «Животные с фантастическими умениями», Хоцкин Никита Валерьевич, к.б.н., н.с., ИЦиГ СО РАН, Новосибирск (45 мин).
  • «Летучие мыши Сибири: видовое разнообразие и экология», Маслов Алексей Алексеевич, м.н.с., ИСиЭЖ СО РАН, Новосибирск (45 мин).

12:30-14:00    Перерыв на обед

Научно образовательный корпус «Биодема»,
пр-т Академика Лаврентьева, 6/6

14:00-15:15    Доклады участников — юннатов, 4-5 классов (параллельные заседания).
Регламент: 10 минут на доклад + 5 минут на вопросы.

Поток № 1 (4 кл.):

  1. Криворотова Елизавета Сергеевна, 3 кл., МБУ ДО ЦДТ “Содружество”, МБОУ СОШ № 8, Новосибирск. Комфортные условия для бесшерстных морских свинок.
  2. Бердюгин Михаил Алексеевич, 4 кл., МАОУ ДТД УМ Юниор, МБОУ лицей № 130, Новосибирск. Сравнение температуры под кленом и другими деревьями.
  3. Гмырин Михаил Валерьевич, 4 кл., БОУ г. Омска «СОШ № 24». Последствия разложения батареек в почве для всхожести и роста травяной смеси.
  4. Казанкова Варвара Артемовна, Кузнецова Татьяна Владимировна, 4 кл., Красноярский краевой центр “Юннаты”. Проращивание семян Бархата амурского (Phellodéndron amurеnse) разными способами.
  5. Ключникова Анастасия Тимофеевна, 4 кл., Красноярский краевой центр “Юннаты”. Окрашивание колючек эхинокактуса для повышения декоративности.

Поток № 2 (4-5 кл.):

  1. Ширяева Виктория Алексеевна, 4 кл., БОУ ДО г. Омска “Детский ЭкоЦентр”, Инженерный лицей БПОУ «Омавиат», Омск. Выращивание Земляничной гуавы из семян.
  2. Баранова Василиса Вадимовна, 4 кл., БОУ ДО г. Омска “Детский ЭкоЦентр”, БОУ г. Омска “Гимназия 118”. Укоренение черенков инжира в разных почвах в осеннее время.
  3. Малышев Тимур Елисеевич, 4 кл., МБУ ДО ЦДТ “Содружество”, Частное учреждение – Нижегородская христианская средняя общеобразовательная школа “Исток”, Новосибирск. Особенности определения пола леопардовых гекконов.
  4. Мыринова Валерия Александровна, 4 кл., МБУ ДО ЦДТ “Содружество”, МБОУ СОШ № 105, Новосибирск. Сколько лет черепахе? Как определить возраст черепахи.
  5. Белоногов Николай Александрович, 5 кл., МБОУ «Ленинская школа № 47», с. Ленинское, Новосибирский район, Новосибирская область. Оценка устойчивости фиолетовозёрной пшеницы к возбудителям обыкновенной корневой гнили.

Поток № 3 (5 кл.):

  1. Евсеенко Александра Артемовна, 5 кл., КГБУ ДО АКДЭЦ, МБОУ “Гимназия № 22”, Барнаул. Экспресс-оценка экологического состояния воздушной среды города Барнаула.
  2. Слесарева Дарья Алексеевна, 5 кл., Слесарева Ирина Алексеевна, 2 кл., Региональный центр «Альтаир», МБОУ “Ленинская школа № 47”, с. Ленинское, Новосибирский район, Новосибирска область. Оценка эффективности выращивания фиолетовозёрной пшеницы, обогащенной антоцианами, в условиях Новосибирской области.
  3. Торопова Татьяна Геннадьевна, 5 кл., МБОУ СОШ № 9, Новоалтайск, Первомайский район, Алтайский край. Проблема распространения инвазионных растений в пойме реки Чесноковка в черте города Новоалтайска.
  4. Щербакова Мария Александровна, 5 кл., КГБУ ДО АКДЭЦ, МБОУ “Гимназия № 22”, Барнаул. Определение степени пораженности тканей листа древесных растений при антропогенном загрязнении.
  5. Шарнин Кирилл Алексеевич, Параева Светлана Владимировна, 5 кл., МБОУ лицей № 130, Новосибирск. Влияние урбанизации на изменения фенотипа улитки кустарниковой в Советском районе города Новосибирска.

15:15-15:50    Кофе-брейк

15:50-16:35    Доклады участников — юннатов, 6-7 классы (параллельные заседания).
Регламент: 10 минут на доклад + 5 минут на вопросы.

Поток № 1 (6-7 кл.):

  1. Ворожбицкий Роман Алексеевич, 6 кл., МБОУ ДО ЦДО, Искитим, Новосибирская область. Оценка стабильности развития рыб запруды на реке Чернодыриха в посёлке Рощинский Искитимского района и реке Мильтюш в окрестностях села Улыбино Искитимского района Новосибирской области по уровню асимметрии морфологических структур.
  2. Кириллов Михаил АлексеевичСысоев Никита Евгеньевич, 6 кл., МБОУ лицей № 130, Новосибирск. Изучение чистоты водоёмов Советского района города Новосибирска с помощью биоиндикации.
  3. Степанова Полина Сергеевна, 7 кл., МБУДО НР “СЮН”, МБОУ «Краснообская школа № 2», р.п. Краснообск, Мерцалова Елена Сергеевна, 6 кл., МБУДО НР “СЮН”, МАОУ Новосибирского района Новосибирской области – лицей № 13 п. Краснообск. О находке скопления орхидных на ограниченном участке Краснообской рощи в 2024-2025 годах: материалы для Красной книги и организации охраны местообитания.

Поток № 2 (7 кл.):

  1. Айар Николь-Севгюль Себахаттиновна, 7 кл., БУ ДО “Обл СЮН”, БОУ г. Омска “Лицей №137”. Использование метода биоиндикации для выявления опасности кассовых чеков для окружающей среды.
  2. Батраченко Алина АлександровнаНикитенко Ангелина Александровна, 7 кл., БУ ДО “Обл СЮН”, БОУ г. Омска “Лицей № 137”. Оценка продуктивности различных сортов календулы лекарственной при выращивании в условиях лесостепной зоны Омской области.
  3. Денисенко Матвей Евгеньевич, 7 кл., МБОУ СОШ № 9, Новоалтайск. Выявление возможных источников загрязнения воды реки Чесноковка в черте города Новоалтайска.

Поток № 3 (7 кл.):

  1. Сухов Александр Михайлович, 7 кл., МБОУ СОШ № 179, Новосибирск. Заселённость яйцекладками непарного шелкопряда (Lymantria dispar) деревьев смешанного леса на придолинном склоне реки Каракан.
  2. Тельцова Елена Викторовна, 7 кл., МБОУ Чистоозерная СОШ №1, р. п. Чистоозерное, Чистоозерного района Новосибирской области. Изучение видового разнообразия эпифитных лишайников в р. п. Чистоозерное Новосибирской области и его окрестностей.
  3. Погребцова Анастасия Сергеевна, 7 кл., БОУ ДО города Омска «Детский Эколого-биологический Центр», БОУ г. Омска «СОШ № 112». Влияние подкормки птиц на городскую фауну: исследование особенностей и последствий.

17:00-19:00    Экскурсии (параллельные экскурсионные группы):

  • Лаборатория экологического воспитания ИЦиГ СО РАН.
  • Музей «Эволюция Земли» (НГУ, сайт).
  • Палеонтологический музей ИНГГ СО РАН (сайт).
  • Музей «АкадемВЦентре» (сайт, сайт)

 

7 ноября 2025 г. (пятница)
Научно образовательный корпус «Биодема»,
пр-т Академика Лаврентьева, 6/6

09:00-10:00    Мастер-классы (параллельные группы, распределение по классам):

  1. «Практикум по определению насекомых», Попова Кристина Васильевна, специалист, лаборатория экологического воспитания ИЦиГ СО РАН – 4 кл.
  2. «Структура водных экосистем и как её изучать», Феттер Глеб Витальевич, аспирант, НГУ, Новосибирск – 8 кл.
  3. «Лабораторные крысы, как помощники в лечении заболеваний», Кожемякина Римма Валерьевна, м.н.с., Прокудина Ольга Игоревна, н.с., к.б.н., Лаборатория эволюционной генетики ИЦиГ СО РАН – 7 кл.
  4. «Оценка экологического состояния водоёма по видовому составу макрофитов», Батурин Сергей Олегович, к.б.н., н.с., Лаборатория генной инженерии ИЦиГ СО РАН – 9 кл.
  5. «Как понять, что происходит в аквариуме, с помощью химических тестов», Абрашитов Федор Леонидович, специалист, Лаборатория экологического воспитания ИЦиГ СО РАН – 5-6 кл.
  6. «Приемы визуализации результатов эксперимента при помощи ПК», Каретников Дмитрий, м.н.с., аспирант ИЦиГ СО РАН – 10 кл.
  7. «Мастерская ученого-генетика: выделение ДНК из растения, работа с микроскопом», Горбунова Екатерина Викторовна, специалист, ИЦиГ СО РАН – 11 кл.

10:00-10:30    Кофе-брейк
10:30-12:30    Доклады участников — юннатов, 8-9 классы (параллельные заседания)
Регламент: 10 минут на доклад + 5 минут на вопросы.

Поток № 1 (8 кл.):

  1. Бушуева Таисия Евгеньевна, 8 кл., МБОУ “Биотехнологический лицей № 21”, р. п. Кольцово, Новосибирская область. Влияние разного спектра света на рост и развитие фасоли.
  2. Власенко Матвей Вячеславович, 8 кл., МБОУ Лицей № 130, Новосибирск. Сравнение видового разнообразия ксилобионтных миксомицетов на сосне обыкновенной в антропогенной и естественной среде обитания.
  3. Гейер Максим Денисович, 8 кл., БУ ДО “Обл СЮН”, БОУ г. Омска “Средняя общеобразовательная школа № 135 им. А.П. Дмитриева”. Биотестирование токсичности снега с автодорог города Омска.
  4. Дейснер Лилия Андреевна, 8 кл., МБУДО НР “СЮН”, «Гимназия «Краснообская», р. п. Краснообск, Новосибирская область. Подбор растений из Красной книги Новосибирской области и условий для их микроклонального размножения.
  5. Катунина Дарья Владимировна, 8 кл., КГБУ ДО АКДЭЦ, МБОУ “СОШ № 75”, Барнаул. Определение степени загрязнения снежного покрова г. Барнаула биоиндикационным методом с помощью кресс-салата.
  6. Кириллова Елена Алексеевна, 8 кл., МБОУ Лицей № 130, Новосибирск. Распространение и влияние на окружающую среду клёна калифорнийского (Аcer negundo) в Советском районе г. Новосибирска
  7. Мануилова Екатерина Романовна, 8 кл., БУ ДО “Обл СЮН”, БОУ г. Омска “Лицей №137”. Альтернативный метод выращивания овощей.
  8. Набока Никита Романович, 8 кл., КГБУ ДО АКДЭЦ, МБОУ «СОШ №114», Барнаул. Влияние микрочастиц пластика различных видов на процессы прорастания семян Raphanus sativus L.

Поток № 2 (9 кл.):

  1. Ашенбреннер Елизавета Александровна, 9 кл., КГБУ ДО АКДЭЦ, МБОУ “Гимназия № 27”, Барнаул. Влияние метеорологических и фотопериодических факторов на скорость плетения и размер ловчей сети Larinioides sclopetarius(Clerck, 1757).
  2. Баранова Елизавета Павловна, 9 кл., БОУ ДО г. Омска “Детский ЭкоЦентр”, БОУ г. Омска “Гимназия № 118”. Анализ встречаемости дентальных патологий у декоративных кроликов в городе Омске.
  3. Герасимова Виктория Владимировна, 9 кл., МБОУ “Биотехнологический лицей № 21”, Кольцово. Микроклональное размножение мяты сорта «Дюшес».
  4. Горюнов Тимур Эльдарович, 9 кл., МБУДО НР “СЮН”, МАОУ Новосибирского района Новосибирской области – лицей № 13 п. Краснообск, р.п. Краснообск, Новосибирская область. Изучение флоры Краснообской берёзовой рощи.
  5. Долгова Анастасия Константиновна, 9 кл., КГБУ ДО АКДЭЦ, МБОУ “Гимназия № 27”, Барнаул. Мониторинг кокцидиозной инвазии у морских свинок (Cavia porcellus) в условиях мини-зоопарка.
  6. Дорофеева Елизавета Александровна, 9 кл., КГБУ ДО АКДЭЦ, МБОУ “СОШ № 128”, Барнаул. Изучение поведенческих реакций дегу в зависимости от времени суток с помощью исследовательского комплекса «Минотавр».
  7. Жуков Денис Сергеевич, 9 кл., КГБУ ДО АКДЭЦ, МБОУ “СОШ № 128”, Барнаул. Изучение видового разнообразия птиц отряда Соколообразные в Алтайском крае.

Поток № 3 (9 кл.):

  1. Барабанова Анастасия Артемовна, 9 кл., МБОУ Лицей № 130, Новосибирск. Распределение личинок ручейников семейства Hydropsychidae на перекатах в нижнем течении реки Каракан.
  2. Дубинина Анастасия Игоревна, 9 кл., БОУ ДО г. Омска “Детский ЭкоЦентр”, БОУ г. Омска “Гимназия № 118”.Изучение видового состава птиц парка 30 ЛЕТ ВЛКСМ города Омска.
  3. Карпова Ксения Игоревна, 9 кл., Сарасинская СОШ – филиал МБОУ АСОШ № 5 Алтайского района Алтайского края, с. Сараса, Алтайский район, Алтайский край. Определение жёсткости воды природных водоёмов (на примере окрестностей села Сараса).
  4. Клепинина Евгения Александровна, 9 кл., СУНЦ УрФУ, Екатеринбург. Бактерии рода Aazotobacter как перспективный объект для получения биопластиков.
  5. Махин Владислав Михайлович, 9 кл., МБОУ Лицей № 130, Новосибирск. Оценка состояния смешанного леса на придолинном склоне реки Каракан.
  6. Мыринова Виктория Александровна, 9 кл., МБУ ДО ЦДТ “Содружество”, МБОУ СОШ № 105, Новосибирск. Опыт успешного разведения бородатых агам в условиях террариума

12:30-14:00    Перерыв на обед
14:00-15:30    Доклады участников — юннатов, 10-11 классы (параллельные заседания)
Регламент: 10 минут на доклад + 5 минут на вопросы

Поток № 1 (10 кл.):

  1. Горбачёв Роман Анатольевич, 10 кл., МБОУ ДО ЦДО, г. Искитим, Новосибирская область. Изучение плодородного слоя почвы, подвергшейся антропогенному воздействию промышленных предприятий г. Искитима.
  2. Дмитриева София Алексеевна, 10 кл., СУНЦ УрФУ, Екатеринбург. Подбор кустарниковых растений и технологии их выращивания для рекультивации золоотвалов Рефтинской ГРЭС.
  3. Килина Ангелина Алексеевна, 10 кл., Сарасинская СОШ – филиал МБОУ АСОШ № 5 Алтайского района Алтайского края, с. Сараса, Алтайский район, Алтайский край. Создание электронной версии Красной книги Алтайского района Алтайского края. Животные.
  4. Паламар София Олеговна, 10 кл., МБОУ СШ № 36, Красноярск. Влияние стимуляторов роста (железо, маг – бор) на урожайность овощных культур редиса, укропа.
  5. Чебаница София Павловна, 10 кл., МБОУ СШ № 36, Красноярск. Выгонка зеленого лука на разных субстратах.

Поток № 2 (10-11 кл.):

  1. Мотина Арина Алексеевна, 10 кл., КГБУ ДО АКДЭЦ, МБОУ “СОШ № 31”, Барнаул. Оценка состояния природной среды некоторых районов г. Барнаула по нарушениям билатеральной симметрии листьев березы.
  2. Федотова Яна Вячеславовна, 10 кл., КГБУ ДО АКДЭЦ, МБОУ “Гимназия № 80”, Барнаул. Мониторинг экологического состояния озера Колыванское Змеиногорского района Алтайского края с помощью полевой лаборатории исследования водоемов «НКВ – Рм».
  3. Хруцкая Мария Андреевна, 10 кл., МБОУ Лицей № 130, Новосибирск. Сравнение эффективности метода влажных камер и сбора полевых образцов при выявлении разнообразие эпифитных миксомицетов.
  4. Азарова Мария Евгеньевна, 11 кл., СУНЦ УрФУ, Екатеринбург. Особенности физико-химических показателей и накопления органических веществ в почвах Шарташского лесопарка с промышленной нагрузкой.
  5. Мазур Дмитрий Александрович, 7 кл., Варламов Дмитрий Алексеевич, 11 кл., МАОУ “КУГ № 1 – “Универс”, МАОУ “КУГ № 1-Универс”, Красноярск. Видовое разнообразие мхов юга Сибири.
  6. Ветрова Софья Константиновна, 11 кл., МБОУ Алтайская СОШ №5 Алтайского района Алтайского края, с. Алтайское, Алтайский край. Изучение черного аиста в Алтайском районе.

Поток № 3 (11 кл.):

  1. Вишневская София Андреевна, 11 кл., МАОУ ДО ДООЦТ “Юность”, МБОУ СОШ № 2 “Спектр”, Бердск, Новосибирская область. Загрязнение окружающей среды автомобильным транспортом в районе учебного заведения МБОУ СОШ № 2, г. Бердска.
  2. Дряблова Алена Вячеславовна, 11 кл., МБУДО НР “СЮН”, МАОУ «Гимназия «Краснообская», р.п. Краснообск. Роль мискантуса в решении проблемы парникового эффекта.
  3. Качнова Вероника Андреевна, 11 кл., КГБУ ДО АКДЭЦ, МБОУ “СОШ № 75”, Барнаул. Определение качества воды Свято-Никольского источника города Барнаула.
  4. Медведева София Федоровна, 11 кл., СУНЦ УрФУ, Екатеринбург. Поиск эффективного вещества деструктора бактериальных биоплёнок на примере Lactobacillus.
  5. Мокина Анна Павловна, 11 кл., КГБУ ДО АКДЭЦ, МБОУ “СОШ № 75”, Барнаул. Оценка качества воды каскада озер и реки Пивоварка г. Барнаула.
  6. Подъяблонская Арина Валерьевна, 11 кл., МАОУ “КУГ № 1 – “Универс”, Красноярск. Оценка степени интегрального загрязнения атмосферы биолюминесцентным методом свежевыпавшего снега в окрестностях города Норильска.

Главный корпус ИЦиГ СО РАН,
пр-т Академика Лаврентьева, 10, конференц-зал, 3 этаж

15:40-16:10    Кофе-брейк
16:10-16:40   «Флеш-сессия» кратких выступлений педагогов. Время выступления – 3 минуты.

  • Ашенбреннер Елена Сергеевна, педагог дополнительного образования КГБУ ДО АКДЭЦ, г. Барнаул. Педагогические приемы визуализации и моделирования методов научного познания в обучении школьников.
  • Бердюгина Виктория Николаевна, учитель географии, биологии, высшей квалификационной категории Сарасинской СОШ – филиала МБОУ АСОШ № 5 Алтайского района Алтайского края. Гора Аргут как экологический и геологический объект для экскурсий и походов.
  • Ключникова Ольга Сергеевна, методист, педагог дополнительного образования, Швайкова Анна Михайловна, педагог-организатор КГБОУ ДО «Красноярский краевой центр «Юннаты». Формирование детско-родительского сообщества в рамках работы юннатского клуба для совершенствования природоохранной деятельности.
  • Кудинова Ирина Николаевна, учитель географии высшей квалификационной категории МБОУ Алтайская СОШ №5, с. Алтайское, Алтайский район, Алтайский край. Природоохранная деятельность юннатов на особо охраняемых природных территориях в Алтайском районе Алтайского края.
  • Лященко Алена Дмитриевна, педагог дополнительного образования первой категории КГБУ ДО «Алтайский краевой детский экологический центр», г. Барнаул. Формирование у юннатов навыков исследовательской деятельности в области биотехнологии в условиях ограниченности приборной базы.
  • Окорокова Елена Ивановна, учитель биологии МБОУ «Гимназия № 22», педагог дополнительного образования КГБУ ДО АКДЭЦ, г. Барнаул. Формирование естественнонаучной грамотности школьников посредством реализации системы экологических практикумов.
  • Печатнова Мария Андреевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО ЦДО, г. Искитим. Система элементарных экспериментов на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста как одно из средств познания природы.
  • Сухорукова Ася Викторовна, педагог дополнительного образования КГБУ ДО «Алтайский краевой детский экологический центр», г. Барнаул. Из опыта работы детского объединения «Клуб для детей и родителей «Фауна» Алтайского краевого детского экологического центра.
  • Ульянова Марина Викторовна, педагог дополнительного образования высшей категории, БОУ ДО г. Омска «Детский Эколого-биологический центр». Региональная экологическая акция «Речная волна» объединяет всех юннатов России.
  • Шабалина Анна Андреевна, учитель химии и биологии, СУНЦ УрФУ, Екатеринбург. Взаимодействие с партнёрами при организации проектно-исследовательской деятельности школьников. Из опыта работы.

16:40-17:30    Параллельные мероприятия:

  • Стендовая сессия работ педагогов (холл конференц-зала).
  • Кинопоказ фильма про разработки ИЦиГ СО РАН (конференц-зал).
  • Работа экспертной комиссии по присуждению номинаций к сделанным докладам.

17:00-18:00    Закрытие конференции, заключительные слова организаторов, вручение дипломов.