Применение вычислительной техники для целей обучения всегда давало особый импульс развитию информатики. Сегодня на Западе существует достаточно богатая традиция историографии и классических вопросов компьютерной истории и смежных вопросов, таких как электронное обучение. Хотя на «отечественном поле», в отношении ЭВМ и программирования в последние годы наблюдаются определенные подвижки, история электронного обучения по-прежнему остается «белым пятном», которое еще ждет своего исследователя.
Одним из ярких моментов отечественной истории электронного обучения стало появление в 80-х годах в Новосибирском государственном университете целого потока проектов информатизации учебного процесса. Основой этих проектов стало создание и развертывание в университете в 1983-1985 годах оригинальной терминальной вузовской системы ТЕВУС, опередившей время и ставшей основой для множества разработок в области электронного обучения на всех факультетах НГУ.
Один из самых мощных и хорошо организованных потоков таких разработок начался в 1985 году на кафедре общей физики физического факультета. Здесь создавались и внедрялись в учебный процесс моделирующие программы, компьютерные лекционные демонстрации, автоматизированные лабораторные работы, электронные учебники. В частности здесь была внедрена в учебный процесс форма лабораторного практикума на компьютере.
Таких центров развития электронного обучения в НГУ было несколько. Например, на факультете естественных наук был построен уникальный пакет учебных программ ДИСФОР. На экономическом факультете были компьютеризированы экономические игры. И т.д. и т.п.
В конце 90-х годов НГУ становится безусловным лидером информатизации отечественного образования. Терминальная вузовская система ТЕВУС, пакеты учебных прикладных программ приобретаются десятками и сотнями отечественных вузов, переводятся на другие языки, побеждают отечественных и международных конкурсах.
Феномен взрывного развития электронного обучения в НГУ в 80-е годы прошлого века крайне интересен для анализа как пример быстрого и высокоэффективного внедрения в реальный учебный процесс новых образовательных технологий.